«Египтология – больше, чем просто наука…»
Кандидат исторических наук, египтолог Наталия Вико – современный российский прозаик (автор книг «Египетская тетрадь»(2000г.), «Мозаика любви и смерти»(2001г.), «Дичь для товарищей по охоте»(2002г.), «Тело черное, белое, красное»(2004г.), сценарист (художественный фильм «Упасть вверх»(2002г.), снятый по мотивам ее повести «Женщина в интерьере счастья», вызвал большой резонанс во время 27 Международного кинофестиваля в Каире; документальный фильм «Савва Морозов: смертельная игра»(2003г.).
Е.Б. Наталия, наша газета писала о вашей лекции и фотовыставке, которая с триумфом прошла в апреле этого года в знаменитой Александрийской библиотеке. Но мой первый вопрос не о выставке. Скажите, Вы действительно провели ночь в Великой пирамиде?
Н.В. Да, действительно. Это было более шести лет назад. Именно в то время мне это было нужно. Зачем? В двух словах не расскажешь, да и не все можно рассказать. Когда ночь накрывает плато Гизы своим темным мистическим покрывалом – пирамиды разговаривают с вечностью. Мне хотелось прислушаться к этому разговору…
Е.Б. Ваша лекция в Александрийской библиотеке «Изида – прошлое в настоящем», по имеющимся отзывам, поразила слушателей. «Я буквально потрясен, – заявил после вашего выступления заместитель директора библиотеки по международным вопросам господин Тахер Халифа, – ничего подобного мы не предполагали услышать, все это превзошло наши самые смелые ожидания». Во время лекции вы заявили, что занимаетесь скорее не египтологией, а «египтософией». Почему?
Н.В. Египтософия – это наука о тайных знаниях, и тайной мудрости Древнего Египта. Мне именно это интересно. Поэтому мне особенно лестно мнение глубоко уважаемого мной Руководителя Российского центра египтологических исследований при РАН, доктора исторических наук Галины Беловой, которая считает, что на сегодняшний день никто кроме меня не занимается этим профессионально. Хотя я по второму образованию могу себя относить к египтологам, именно относить, подобно тому, как человек, написавший одну книгу, не может считаться писателем, или снявший один фильм – «режиссером», но, мне представляется, что египтология – несколько иное поле исследований. Кстати, я снимаю шляпу перед нашими, российскими египтологами, работающими в Египте. Они – почти святые люди, подвижники в полном смысле слова. Обидно, что у нас «наверху» пока не понимают, что египтология – больше, чем просто наука…
Е.Б. Вы сейчас постоянно живете в Египте?
Н.В. Я провожу здесь 5-6 месяцев в году.
Е.Б. На встрече с читателями в Российском культурном центре в Каире вы рассказывали, что ваша новая книга тоже о Египте?
Н.В. Я только что закончила книгу под рабочим названием «Иерарх». Ее героиня врач-психиатр, который занимается изучением психозов, связанных с древним Египтом. Новая книга в некотором смысле является продолжением книг «Египетская тетрадь» и «Тело черное, белое, красное» и… Словом, почитаете.
Е.Б. Иншалла! Заместитель министра культуры АРЕ доктор Анвар Ибрагим, с чьей легкой руки Ваши книги переведены на арабский язык…
Н.В. …профессором Али Фахми, а художественная редакция перевода сделана литературным критиком и очень неординарной египетской поэтессой Нихад Ибрагим…
Е.Б. … высоко оценил Ваше творчество, поставив Вас в один ряд с классиками русской литературы Куприным, Буниным, Булгаковым. Его мнение особенно важно потому, что доктор Анвар Ибрагим прекрасно знает русскую литературу – его диссертация была посвящена творчеству Достоевского. И действительно, читая Ваши книги, трудно поверить, что они написаны нашим современником. Скажите, а как вы относитесь к современной детективной литературе, заполонившей российский книжный рынок?
Н.В. – С моей точки зрения, это в некотором роде книжный «фастфуд», который, тем не менее, тоже необходим. При всей любви к «высокой кухне» вряд ли возможно все время питаться в ресторанах. А в общем, все зависит от читателя. Каждый ищет свои книги и находит в книгах то, что способен найти. В.Ф.Асмус сравнивал читателя с моряком, бросающим лот в море – каждый достигает той глубины, на которую рассчитан его собственный лот. Есть люди, которые видят в том же «Преступлении и наказании» триллер, и, взаимодействуя с ним, как с триллером, получают от чтения нечто другое, чем те, кто видит в нем психологический роман.
Е.Б. Тогда в чем вы видите вред массовой литературы?
Н.В. Массовая литература – есть часть массовой культуры, которая сейчас, к сожалению, преобладает, во всяком случае, количественно, в нашем обществе и сдерживает, а зачастую и вовсе останавливает процесс развития личности. На поверхности взбалтываются кратковременные эмоции, потом они успокаиваются, и ничего в личностном развитии не меняется. Массовая культура по своей сути – навязываемая вкусовая уравниловка и одновременно способ управления эмоциями толпы.
Е.Б. Тогда что для вас критерий истинной литературы?
Н.В.Я бы не стала отделять литературу от искусства. Критерий истинного искусства применим и к литературе.
Е.Б. И…?
Н.В. Я полностью поддерживаю известного психолога Д.Леонтьева, считающего, что в настоящем искусстве суть произведения, его сердцевина, не совпадает с тем, что в нем изображено непосредственно прямым текстом или зрительным рядом. Другими словами, признаком истинной литературы является некое послевкусие, заставляющее размышлять и вновь возвращаться к прочитанному.
Е.Б. На фотовыставке в Александрии «Египет глазами Наталии Вико» были представлены редкие фотографии, сделанные Вами за последние годы.
Н.В. Действительно, благодаря разрешению на фотосъемку «закрытых» объектов, любезно выданному мне Генеральным Секретарем Высшего Совета по древностям АРЕ доктором Захи Хавассом, за что я ему искренне благодарна, мне удалось создать уникальную фотоколлекцию, значительную часть которой составляют фотоработы, сделанные в Эль-Минье, где я часто бываю в последнее время. Эта губерния, несмотря на то, что в ней находятся уникальнейшие исторические памятники Египта, до сих пор, по сути, является зоной, практически закрытой для туристов. Эль-Минья напоминает прекрасную жемчужину, скрытую от посторонних глаз чуть приоткрывшимися створками раковины. Мне кажется, пора приоткрыть створки и показать миру хранящиеся там веками сокровища.
Е.Б. Вы можете рассказать об этом немного подробнее?
Н.В. Дорога от Каира до Эль-Миньи на поезде занимает четыре часа. Когда я в первый раз самостоятельно добиралась туда, мне показалось, что в поезде я была единственной иностранкой, в чем смогла убедиться уже на перроне – меня встречали двое вооруженных людей, которым было приказано доставить гостью в отель. После террористического акта в Луксоре, случившегося в … году, туристы в губернии – не частое явление. И все они передвигаются в сопровождении охраны. Охрана состоит в основном из приветливых мужчин среднего возраста в галабеях, с перевешенными через плечо винтовками, которые оберегают гостей не только от террористов, но и от восторгов местных жителей, особенно- чумазых симпатичных детишек, бросающихся навстречу с радостными криками «хеллоу!!» Почти все женское население губернии одевается со свойственной югу Египта любовью к ярким цветам. В одежде преобладают сочетания красного, сиреневого, фиолетового, зеленого, розового, и это создает постоянное ощущение праздника, кажется, что местные жители приоделись именно к твоему приезду. Меня радушно принял губернатор Миньи господин Хасан Хемэйда, с которым мы познакомились еще во время первой поездки в губернию вместе с руководителем Российского культурного центра О. И. Фоминым. Вручая мне памятный подарок, губернатор пообещал обступившим нас теле и не теле журналистам, что мне будет оказано особое внимание. И вправду, на обратном пути меня сопровождали уже пять вооруженных охранников, хотя гостиница, в которой я остановились, была всего в 300 метрах от резиденции. Гостиница «Атон», расположенная прямо на берегу Нила, полюбилась мне с первого мгновения. Небольшие домики с приличными номерами стоят всего в нескольких метрах от воды. Поздними вечерами я сидела на берегу и всматривалась в звездное египетское небо. Кажется, что особенного – звезды, луна, солнце? Но Вы, наверное, не можете не согласиться со мной – здесь, в Египте, они – иные. Солнце – похоже на яркий, чистый золотой диск, а луна – будто повернута обратной, невидимой для всех стороной, и вы всматриваетесь друг в друга – она – в тебя, ты – в нее… А звезды…кто знает, может быть права легенда и души ушедших фараонов – детей богов действительно превращались в яркие светящиеся точки, подрагивающие на темно-синем ночном небосклоне и будто задающие вопросы «Кто ты? Зачем ты здесь?»
Поездки в Минью обычно насыщены до предела, и в первый же день я успела побывать в Бени-Хассане – некрополе, находящемся в 23 километрах севернее Эль-Миньи. Каменные ступени понимались к скалам, к 39 гробницам, относящимся к 11- 12 династиям ( 2125-1795 гг. до н.э.), там же есть несколько гробниц, которые относятся к Среднему царству. Подниматься под палящим солнцем вверх довольно утомительно. Во всяком случае, в моей голове возникло сразу две ценные мысли. Первая – что необходимо срочно заняться каким-нибудь видом спорта, и вторая – что желательно начать делать это уже на следующий день. В Египте вообще рождаются порой совершенно неожиданные мысли. Например, раздавая по мере восхождения охранникам то свою треногу для фотоаппарата, то рюкзачок, набитый какими-то о-очень древними черепками, то термос-флягу с холодной водой, то ставший совершенно ненужным уже на десятой ступени толстый вязаный свитер, где-то на сотой ступени, с умилением глядя на нагруженных мною охранников, я подумала, что в принципе неплохо, наверное, было бы иметь свой мужской гарем. Поднявшись на самый верх, я с завистью вспомнила об одном увиденном в Каирском музее изображении Клеопатры, перед которой стояли двое рабов с огромными опахалами. Мне в тот момент хватило бы и одного. Но обязательно с опахалом! Справедливости ради замечу, что вечером того же дня я заехала в спортивный магазин и купила себе гантели, с которыми упорно занималась… целых пять дней.
В основном для посетителей открывают четыре гробницы – Хети (номер 17), Бакита 111 (15), Хнумхотепа (3) и Аменемхета (2). По моей просьбе – иногда во мне просыпается эмпирик – нам открыли еще несколько гробниц и я смогла убедиться – особенный интерес действительно представляют именно те четыре. В гробнице Аменемхета сразу же бросается в глаза колонна с большим выпиленным из нее фрагментом – свидетельством поиска спрятанных здесь сокровищ. Рисунки сражающихся борцов поражают воображение и еще больше пробуждают жажду к спорту. Удивительно, что это изображение воинов, демонстрирующих по порядку один за другим различные приемы единоборств, которые, несомненно, заинтересовали бы профессиональных спортсменов, так мало известны! В гробнице Хнумхотепа – прекрасные рисунки, изображающие повседневную жизнь, особенно красиво представлены рыбная ловля, охота на антилоп, важно вышагивающие длинноногие цапли, а на южной стене гробницы – охота в пустыне. Именно здесь впервые рядом с хозяином гробницы изображена его любимая борзая. Здесь же, на южной стене – изображение забавной коротконогой собаки, похожей на таксу.
Гробница Бакета 111 – без колонн, однако изображение борцов на всю стену есть и там. Здесь же прекрасные изображения живописной и гончарной мастерских, а также – одно из древнейших в мире изображение парикмахера. Во всей красе и многообразии в Бени-Хассане представлены флора и фауна древнего Египта.
Недалеко от Бени-Хассана, километрах в 15, находится Туна-Эль-Гебель с интереснейшим некрополем Гермополисом, гробницей жреца бога Тота Петосириса и его семьи ( 4 век до н.э.). Несмотря на то, что все рельефы сделаны уже под сильным эллинистическим влиянием, они представляют огромный интерес. Фотографировать там, также впрочем как и в гробницах Бени-Хасана, не разрешают, но я могу показать несколько сделанных мною фотографий, например – игроков в шахматы. Неподалеку находится захоронение «египетской Джульетты»- девушки, которая утонула в Ниле, пытаясь переплыть на другой берег к своему любимому. Несчастная написала отцу, что идет на «последнюю встречу», потому что не может ослушаться воли своего родителя. Рядом с мумией девушки на стене трогательная надпись, сделанная убитым горем отцом: «Я проклинаю себя за то, что встал на пути твоей любви!» Меня лично тронула именно эта надпись, а не мумия, которую я не стала фотографировать. Как-то вдруг захотелось проявить женскую солидарность…
Кстати, тут же можно заглянуть в огромный, до сих пор не разобранный полностью лабиринт, где по обе стороны просторных подземных коридоров хранятся мумии павианов и ибисов. Но это – к слову.
По дороге к Туна-Эль-Гебель нельзя проехать мимо единственно хорошо сохранившегося пограничного знака, поставленного фараоном Эхнатоном, поклявшимся никогда не покидать своей новой столицы Ахетатон, построенной им в центре страны. Кому-то Эхнатон известен, как основатель новой религии, фараон-реформатор, а кому-то – как муж прекрасной Нефертити.
Недалеко от Туны-Эль-Гебель находится очень красивый храм «Амона-Нерона». Это почти неизвестное место примечательно тем, что в нем находится небольшая пещера, посещение которой бесплодными женщинами гарантирует их беременность в самое ближайшее время. Говорят, многие пробовали – помогает. Я не рискнула. У меня уже двое детей. Среди сопровождавших меня спутников туда почему-то очень рвался глава местной туристической фирмы Хусейн. Но я его удержала. Из соображений гуманности по отношению к представителю мужского пола…
В Телль-Эль-Амарну, где находился знаменитый Ахетатон, добираются на машине. При этом надо учитывать, что авто-путешественнику предстоит переправа через Нил на пароме. Лучше, уступить кому-нибудь свое место за рулем, лучше – опытному раллисту, иначе перескочить полуметровое расстояние между берегом и паромом почти нереально. Конечно, можно разогнавшись, в последнюю секунду закрыть глаза, однако если закрыть глаза проблем не составляет, то разгоняться нельзя – на пароме уже толпятся пассажиры с корзинками и прочим грузом, а также стоят автомашины, попавшие на паром неведомым способом. Мне на помощь, к счастью, пришли местные жители, с радостными криками дружно перенесшие авто на паром.
В путеводителе по Египту сказано – « из всех египетских достопримечательностей Телль-Эль-Амарну менее всего можно посоветовать посетить, как из-за ее положения, ее труднодоступности, времени, которое нужно потратить, так и из-за того, что мало что можно увидеть». Я очень благодарна авторам путеводителя. В моем характере идти как раз туда, куда не надо! И сейчас я могу сказать всем – идите, и не пожалеете! Как можно не увидеть роскошные, пусть не очень хорошо сохранившиеся, рельефы амарнских гробниц? Как можно не прикоснуться пальцами к изумительным изображениям прекрасной Нефертити (и еще раз не поразиться, что такая женщина оказалась брошенной женой?) В конце концов, именно здесь стоял первый в мире храм единому Богу, который сейчас по крупицам начинают восстанавливать! На этой земле еще живет дух Эхнатона, и этого нельзя не почувствовать – надо только прислушаться к звенящей, необыкновенной тишине этих мест! Она многое может рассказать!
Кстати, в Эль-Минье можно найти возвышенный пример однополой любви времен поздней Империи – чувство императора Адриана (76- 138 гг) к юному красавцу греку Антиною. По легенде, императору нагадали (ох уж эти гадалки!) большое горе. Его возлюбленный, чтобы отвести беду, бросился в Нил и утонул, попросив богов, чтобы его смерть была самым большим горем, которое может случиться в жизни императора, и ничего более страшного произойти не сможет. Император повелел обожествить своего возлюбленного, основав в его честь город Антинополис, развалины которого тоже можно увидеть.
В Эль-Минье имеются памятники, связанные с пребыванием «Святого семейства». В прекрасном монастыре Пресвятой Богородицы в 20 километрах от города (КАКОГО?), особым почитанием пользуется храм, построенный по приказу императрицы Елены внутри пещеры, где по легенде Святое семейство нашло себе временное убежище.
В 80 километрах от Эль-Миньи, уже за пределами границ губернии – знаменитое место паломничества христиан всего мира, так называемый «Второй Вифлеем» – монастырь, построенный вокруг пещеры, в которой Святое семейство укрывалось шесть месяцев и десять дней. Большой камень, на котором по преданию любил сидеть Иисус, стал алтарем храма Святой Марии. К слову, этот храм – древнейший в христианском мире. Именно здесь, на месте, где сейчас находится монастырь, Ангел Господень явился Иосифу и сказал: « Встань, возьми младенца и Мать его и иди на землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца».
Е.Б. Словом, путешествие в Эль-Минью не сможет оставить никого равнодушным.
Н.В. Абсолютно верно. Эль-Минья – действительно – жемчужина Египта.
«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА В ЕГИПТЕ» 23мая 2005 года