Александр СТРИЖЕНОВ И Сергей ГИНЗБУРГ : Мужчины и женщины несильно отличаются друг от друга
Все, что происходит на экране, вся история, рассказанная в этом фильме, делится на две составляющие: “как бы” и “на самом деле”.
У главной героини как бы все есть. Красота, ум и два высших образования, которыми она на самом деле не пользуется. Есть и верные подруги, которые на самом деле являются отражением ее страхов и комплексов. Конечно же, у героини есть богатый и любящий муж, который на самом деле изменяет ей с лучшей подругой. Шикарная квартира, машина, бриллианты, и все это на самом деле ее вовсе не радует.
Чтобы хоть как-то себя развлечь и что-то изменить в своей опостылевшей жизни, героиня решает построить в квартире настоящий камин, “чтоб топился”. Подруга советует ей знакомого “работягу”. И вот – муж уезжает в командировку, а на следующий день приходит как бы печник, а на самом деле…
“На самом деле эта история могла произойти с любой женщиной, – считает Александр Стриженов. – Мы же решили поселить нашу героиню в максимально комфортные условия, чтобы у нее не было отговорок типа “что-то в жизни не клеится, потому что у меня нет того-то и того-то”. У нашей героини есть все, кроме счастья”.
“Ее жизнь намеренно превращена в открытку с дорогими квартирами, машинами и нарядами, – объясняет Сергей Гинзбург. – Нам необходимо было показать, что проблема внутри героини, а не вне. Мы пытались понять, что такое женское счастье. Чтобы все были здоровы, чтобы деньги были, чтобы был рядом любимый мужчина? Оказывается, все не так просто. Оказывается, счастье – не станция назначения, а способ путешествия”.
Вот так, четко и грамотно, определяют сюжет авторы фильма “Упасть вверх” – а ведь это первая картина Сергея Гинзбурга и Александра Стриженова в качестве режиссеров-постановщиков, впрочем, это первый фильм и сценаристки Наталии Вико, и оператора-постановщика Вячеслава Лазарева, художника-постановщика Дениса Куприна и Виктории Андреяновой – художника по костюмам.
Началось же все с того, что очаровательная Наталия Вико написала сценарий по своей же пьесе “Мужчина для камина”, заручилась определенной финансовой поддержкой и начала искать режиссера, который взялся бы снять фильм по этому материалу. Поиски привели ее к соседям по даче, в семью актеров и телевизионных ведущих Александра и Екатерины Стриженовых.
Прочитав сценарий и немного подумав, глава семьи Александр сказал: “Да, я хотел бы снять этот фильм”. И взял в соратники своего давнего друга Сергея Гинзбурга.
Кроме теплой дружбы Стриженова и Гинзбурга связывают давние творческие отношения. В 1995 году Сергей позвал Александра делать на канале ОРТ программу о кино. Но в какой-то момент они столкнулись с тем, что приходилось все больше рассказывать о банкетах и кинофестивалях, чем о самом кино. Найти хоть какой-нибудь более-менее достойный фильм становилось все труднее. “На множество фестивалей приходилось два с половиной хороших фильма, – вспоминает Александр. – В итоге кинематографическим блоком была последняя треть программы, где рассказывалось о зарубежном кино”. Информационными поводами становились не премьеры, а очередные банкеты по поводу показа все того же фильма, но в новом месте. В итоге программа изжила себя окончательно. Но естественным ее продолжением стали мысли о большом, красивом и, что самое главное, собственноручно снятом кино.
“Первый проект мы попытались реализовать в 1998 году и, как ни странно, начали успешно продвигаться в этом деле. Но августовский кризис лишил нас всяческих надежд”, – рассказывает Сергей Гинзбург.
С картиной “Упасть вверх” начинающим режиссерам повезло значительно больше. Стремительно ворвавшись в съемочный процесс, они сняли 85 процентов фильма за 21 день. А потом… Потом, как водится, все приостановилось. В итоге фильм, как шутят режиссеры, стал ровесником века.
За это время у исполнительницы главной роли Евгении Крюковой родилась дочь, у Александра Феклистова – внук, а у режиссеров-постановщиков – масса идей, которые потом во время монтажа и озвучания сделали фильм таким, какой он есть сейчас. Какие-то сюжетные линии были сокращены, какие-то монологи дописаны… В итоге Наталья Вико не узнала своего первоначального сценария.
“Мы, как психологи, пытались разобраться в загадочной женской душе, – вспоминает теперь Гинзбург. – Иногда мы шли от противного: присваивали героине абсолютно мужскую мысль, и она отлично ложилась на ее характер. В итоге мы пришли к выводу, что мужчины и женщины не так уж сильно отличаются друг от друга”.
“Упасть вверх” – пожалуй, первый российский фильм об отечественной буржуазии, и достаточно честная попытка разобраться в феномене нового класса, – считает Стриженов. – Для себя мы определили жанр картины как экзистенциальная мелодрама. У каждого, кто посмотрит этот фильм, может сложиться свое мнение о картине. Нам же хотелось лишь одного: чтобы мужчинам смотреть этот фильм было так же интересно, как и женщинам”.
Как-то Сергей Гинзбург после предпремьерного показа “Упасть вверх” наблюдал такую сцену в гардеробе. Представительный мужчина, помогая одеться своей спутнице, настороженно спросил:
– Ты тоже думаешь так, как героиня в фильме?
А женщина свысока и немного кокетливо ответила:
– Иногда…
А буквально спустя минуту к режиссерам подошли две женщины лет пятидесяти и представились преподавательницами русского языка и литературы. Стриженов и Гинзбург напряглись, ожидая гневного порицания, но дамы на удивление тепло отозвались о фильме. Их вердикт был таким: “То, как сняты любовные сцены, нужно показывать детям в школе, чтобы они имели представление, чем искусство отличается от порнографии”.
Во многом такая оценка – заслуга оператора и художника-постановщика. Ведь если бы не они, то не было бы этой стильной журнально-открыточной картинки на экране, не было бы фантастически красивой квартиры с видом на красоты столицы, не было бы ощущения нереальной реальности, да много чего не было бы. Но все же одно из самых главных достижений “Упасть вверх” – замечательный актерский состав.
Гинзбург и Стриженов сразу решили не экспериментировать на своих женах, актрисах и телеведущих Яне Поплавской и Екатерине Стриженовой, устроив кастинг.
“Мы договорились о том, какими видим персонажей будущего фильма, – вспоминают Сергей и Александр. – Под задуманные образы и подбирались актеры. Ведь роль может быть твоей и не твоей. Мы прикинули и решили, что героини не похожи на наших жен”.
С мужскими ролями и ролями подружек проблем и вовсе не было. А вот с главной героиней пришлось помучиться. Стриженов и Гинзбург отсмотрели огромное количество актрис, но никак не могли найти нужный типаж. Почти отчаявшись, они собрались было ехать на кастинг в Варшаву, но Екатерина Стриженова посоветовала пригласить на пробы Евгению Крюкову.
“Мы и раньше знали, что она хорошая актриса, красавица, но никак не воспринимали ее в образе нашей героини, – вспоминает Гинзбург. – На пробы Евгения пришла ненакрашенная, уставшая. Стали читать, репетировать. И всем сразу стало ясно: вот она – героиня. И дело не в актерском опыте или знании материала, а в ощущении его жизни”.
“Весь фильм мы словно через лупу рассматриваем героиню Крюковой, он – дружно говорят режиссеры, – ее эмоции, мимику. В картине очень много крупных планов. Легко сыграть крик: “Ты негодяй!” А как это взглядом сыграть, да так, чтобы все стало ясно? Чистая авантюра. Поэтому то доверие, с которым Евгения шла на самые разные эксперименты, с точки зрения актерской профессии, заслуживает уважения. Она с первой минуты верила нам. Все, что происходит в фильме, держится на ней. Она доверялась нам полностью, без остатка. Как, впрочем, и остальные актеры”.
“Мне было ясно, что у моей героини кризис, – рассказывает Евгения Крюкова, – и я пыталась понять его суть, ведь ничего подобного у меня в жизни не было. И, может быть, уже и не будет, потому что я пережила этот кризис вместе с героиней. Вообще мы, создатели картины, хотели не только отвечать на вопросы, а еще и задавать их. Ведь правильное понимание проблемы – это уже 50 процентов ее решения”.
А вот мнение о картине исполнителя роли мужа главной героини, Александра Феклистова:
“Мне кажется, что на самом деле “Упасть вверх” – комедия положений, – размышляет актер. – Но, с другой стороны, авторы так точно угадали и передали типичные черты современной богатой женщины в характере главной героини, что фильм по своей эмоциональной глубине выходит за рамки комедии”.
“Я, как и мой герой, провел детство в провинции, – продолжает Александр, – поэтому примерно мог представить, какой ему нужен характер. Кроме того, аксиома, что мужчина при красивой независимой жене неминуемо становится подкаблучником. Отсюда вечная война: с одной стороны, муж хочет всячески ублажить свою супругу, а с другой – взять над ней верх.
Признаюсь, отчасти мне было жалко своего героя. Но только отчасти. Любви к нему я не испытывал. Ведь если он изменяет, лжет, терпит унизительное положение, значит, чего-то мужского не хватает в его характере”.
Больше всех удивилась доставшейся ей роли актриса Марина Яковлева. До этого ей не доводилось играть разлучниц или злодеек.
“Когда я прочитала сценарий, то не могла понять, как играть предложенную мне роль, как оправдать для себя подлость героини, – рассказывает она. – В жизни я никогда не смогла бы поступить так, как эта дама. Потому что на собственном опыте знаю, какую это причиняет боль. Но Александр Стриженов объяснил мне, что у моей героини есть своя правда и эту роль нужно играть как положительную. Моя задача состояла в том, чтобы создать памятник всем соперницам, которые делали мне в этой жизни больно”.
Не менее серьезно подошел к работе над образом и Евгений Сидихин. Его герой приехал в Москву с определенными, на взгляд актера, глупыми и наивными целями. Появились они не из-за произошедших в его прошлом неприятностей, а из-за того, что он не может найти свое место в так круто изменившейся жизни.
“Как-то мне попалась книга “Русь окаянная”, в которой описывается подобный моему персонажу человек – военный, попавший в плен в Ираке, ставший халдеем, – рассказывает Евгений. – И я подумал, а почему не может быть такой шикарно интересной, полумистической биографии у героя в фильме? Это дало мне возможность так просто и без всяких амбиций существовать на экране в предложенных обстоятельствах.
Иногда мы работали на съемках по 18 часов в сутки. Было тяжело, но было и большое желание, чтобы фильм получился качественным. Да, режиссеры дебютанты, так ведь многие ветераны кино при всей своей опытности перестают быть интересными. А Александр и Сергей просто заражали всех окружающих своим желанием работать. С ними было приятно участвовать в одном общем деле. Над фильмом работала классная компания, о которой, вспоминая, тоскуешь”.
“Больше нас про этот фильм не знает никто, – считают Сергей Гинзбург и Александр Стриженов. – Фильм уже есть. И ничего нельзя в нем исправить. Он живет своей самостоятельной жизнью”, – говорят они под занавес. Нам же, зрителям, остается только посмотреть “Упасть вверх” и порадоваться его острой и интересной мысли.
Максим АНДРИЯНОВ
Источник: Журнал Ролан
№7(24) ОКТЯБРЬ 2002