АРТ-КАЛЕЙДОСКОП: "МАЛОБЮДЖЕТНЫЙ ШЕДЕВР"
Наверное, в нашей жизни стало что-то меняться в лучшую сторону. Кинематограф, как “важнейшее из всех искусств”, заметил это первый. И стал снимать мирное кино. То есть без стрельбы и мордобоя, без сожженных машин и горы трупов. Мы устали от засилья тюремной лексики на экранах, нескончаемого криминала, от бесконечной череды сомнительных героев вроде “справедливого” киллера Данилы или “доброго” уголовника по кличке “Зверь”. Вот уже вторая майская премьера посвящена любви. И это прекрасно! Можно считать, прослеживается тенденция…
После премьеры “Атлантиды”, о которой “Дивнет. Ру” уже писал, в Центральном Доме Кинематографистов прошла премьера дебютной ленты Сергея Гинзбурга и Александра Стриженова “Упасть вверх”.
Премьеру посетили: телеведущая Елена Малышева с сыном, супруга Александра Стриженова актриса Екатерина Стриженова с маленькой дочкой Александра, супруга Сергея Гинзбурга телеведущая Яна Поплавская, модельер Виктория Андреянова, режиссеры Михаил Козаков, Сергей Соловьев, Егор Кончаловский и Валентин Гнеушев и др. Публика, пришедшая на показ, была настроена довольно скептически. Дебютные ленты мало когда бывают успешными, кроме того, режиссеры настолько хорошо известны как светские персонажи, что от ленты ожидали эдакого богемного “междусобойчика”. Приблизительно так можно было оценить “Атлантиду”, где узкий круг друзей и родственников собрался летом в милом местечке на морском побережье, и создал довольно красивое, местами трогательное, хотя не слишком глубокое кино. Тем приятней было обмануться в своих ожиданиях. “Упасть вверх” — фильм многопластовый, заставляющий думать, продолжать историю, уходить по ней в прошлое героев и домысливать будущее. Картина словно иллюстрирует известный афоризм: “Бойтесь своих желаний, они иногда исполняются”. Главная героиня, блестяще сыгранная Евгенией Крюковой – тот самый человек, который, добившись всех мыслимых материальных благ, ощущает в душе гнетущую опустошенность. Ей невыразимо скучно, праздность, как китайская пытка, капля за каплей падает на жизнь, доставляя невыразимые мучения. От скуки героиня заводит адюльтер с каменщиком, который нанялся строить в ее квартире камин. Дабы развлечься, устраивает сама себе бурю страстей “в стакане воды”. Адюльтер раскрывается, происходит много отвратительных разоблачений, но, по сути, в жизни героини ничего не изменится, если, конечно, она от безысходности своего существования не спрыгнет с балкона. Решить проблему таким радикальным способом барышня находит интересным. Однако хватит ли ей смелости на этот шаг, не знают даже режиссеры. Поскольку их два – каждый придумал свою концовку. Фильм завершается эффектным стоп-кадром где героиня смотрит вниз с балкона.
Каждый зритель найдет в этой ленте что-то для себя. В ней есть потрясающе красивая эротика, есть умные монологи, написанные Аркадием Аркановым. В кажущейся незамысловатости сценария Натальи Вико кроется глубокий психологизм. И даже светские персонажи, которые являются друзьями и родственниками режиссеров, отлично вписались в проект. К примеру, красавец Игорь Верник блестяще сыграл плейбоя-соблазнителя. Друг Александра Стриженова Михаил Хайнс предоставил для съемок свой пентхаус, расположенный в знаменитом “Доме на набережной”. А своячница Стриженова – модельер Виктория Андреянова – создала около 30 великолепных костюмов для героев фильма. Дизайнер призналась в интервью “Дивнет. Ру”, что пошла на это “чисто по-родственному”. Действительно, для столь востребованного модельера, каким является Виктория, найти время для этой работы было непросто.
Кстати квартира, как полагает Стриженов, является таким же полноправным героем фильма, как и люди. В интервью “Дивнет. Ру” Александр рассказал, что этот “глянцевый мир”, нарочито созданный как журнальная обложка, на самом деле – плод фантазии художника картины Дениса Куприна. В действительности апартаменты гораздо меньше, и балконов таких у них нет – это просто задекорированная крыша. Дивной красоты интерьер с огромными лоджиями, с которых открывается почти рекламный вид на столицу – та самая пресловутая “золотая клетка”, из которой добровольно не улетишь, хотя прутья и рождают ощущение дискомфорта. Героиня любит свое жилище, она органична в этом пространстве, несмотря на то, что оно ее раздражает.
Отдельно стоит сказать о работе оператора Вячеслава Лазарева. Его камера ведет свой отдельный рассказ, самостоятельно расставляет акценты. В эту картинку погружаешься как в утреннее море, когда так тихо и тепло, что не хочется выходить из воды. Он показал красоту Евгении Крюковой глазами художника, или поэта, или влюбленного мужчины. Сложно сразу вспомнить голливудскую или российскую картину, где так роскошно и с таким вкусом показано женское тело, так точно прослежена мимика лица, каждое движение женской души. Обилие крупных планов заставляет все время любоваться героиней, даже тогда, когда она совершает не самые достойные поступки.
“Упасть вверх” — фильм, который смотришь с удовольствием. В нем как-то все сложилось: великолепные интерьеры, отличный звук, безупречная актерская игра, талантливый сценарий. Ленту невольно сравниваешь с американскими мелодрамами и при этом начинаешь испытывать чувство гордости – “наше” по картинке не уступает, а по сюжету – выигрывает. Но самое большое удивление вызвал тот факт, что это – малобюджетное кино. Вероятно, иногда “богемный междусобойчик” здорово может помочь создать шедевр за небольшие деньги.
Елена Серова
Источник: журнал #1089 от 30.10.02