Плача и смеясь над собой
“Упасть вверх” – фильм в режиссуре Александра Стриженова и Сергея Гинзбурга. Наталья Вико – сценарист. Название с некоторой претензией. Но о чем оно говорит, представить можно. Вариантно. Скажем так: молодая амбициозная провинциалка мечтает о жизни, изображенной в глянцевых журналах. Получила ее в штампованном наборе: состоятельный муж с неизменной трубкой у уха (говорят, теперь младенцы с ней рождаются и звонит она, случается, из гроба), московская квартира с евроремонтом, отдых на Канарах, развлечения в “Метелице”. Но муж в приданое принес мрачноватое прошлое и даму из этого прошлого, влюбленную в него. Даму он захватил в Москву с собой, купил ей квартирку в обмен на молчание о криминале, подружил с женой. Подружки тусовались в удовольствие. Одна – пользуясь собственным богатством, другая – урывая куски от чужого. Но эта “другая” ситуацию держала в руках: верная старой любви, принимала у себя чужого мужа, приятельнице же нашла любовника. Не случайного, а мстителя за прошлое. Однажды в порыве гнева, обиды, презрения открыла ложь семейных, любовных, дружеских отношений, связывающих всех троих.
Но героиня фильма – ибо сюжет его таков – не она, а, как ни покажется это постным, жена. Получив все, и прежде всего мужа с единственным качеством захватчика-добытчика, она затосковала. По-черному. Панорамы Москвы и Кремля, лежащие у ее ног (квартиру авторы фильма выстроили на крыше огромного дома), и она на открытой просторной лоджии, словно на чудесном корабле, плывущем или парящем в небо-море, от которого она ждет чего-то. Но ожидание ежедневно низвергается в черный трюм казино, развлекательных вертепов, алкогольных паров, в тоску. Это психологическое неблагополучие наших богачей уже подметил остросоциальный глаз Валентина Распутина.
“Красивая жизнь, роскошная жизнь. Огораживаются, заборы огромные строят.
Но за этими высокими заборами жизнь совсем не счастливая. И дети уже идут отрядами за наркотиками, и жены не очень счастливы в этом богатстве. И сами вот эти функционеры не спокойны. Напихали дорогих вещей в свои роскошные дома, а – пустота, смысла-то жизни нет”.
Быть может, впервые нам показали отечественное кино из жизни новоявленных богачей без выстрелов, погонь, воров в законе, надувательских проектов. Совсем другое шевельнулось в глянцевом интерьере. Не мелькнули, конечно, тени Третьяковых, Морозовых, Тенишевых. Эту планку брутальная элита наша еще не взяла. Но заявило о себе неожиданное откровение. Страшно показан угар женского кутежа, подобное было дозволено когда-то лишь мужчинам. По символам все традиционно: в вечерних платьях с шампанским в бассейне, за голое мужское тело – доллары за резинку плавок и т. д.; страшно по внутреннему падению вниз… Горек дефицит тепла, человечности и ласки, который ощущают, но в котором не сознаются люди – манекены элиты. Оттого и врут выдрессированной модными журналами супруге, что отправляются в престижную командировку, а сами тем временем успокаивают душу уютной скромной квартиркой, жареной картошкой и теплой женщиной, штопающей дырку на носке несчастному богачу.
Глобальная усталость, слабость удачливых, богатых, классных.
Героиня, ужаснувшись нестыковке материального с жизнью души, погибает, бросившись с высоты вниз. Это и есть “падение вверх”. Оно от слабости, но и от возвышения души.
В фильме заняты известные актеры. Главную роль исполняет Евгения Крюкова, тихая и прелестная Юлия Бероева в “Петербургских тайнах”. В новом фильме актриса играет бешенный темперамент, оголенный нерв, некую тайну, завораживающую зрителя. Она ослепительно красива, что подчеркивают костюмы модельера Виктории Андрияновой. Выразительны и вызывают доверие актеры Александр Феклистов, Евгений Сидихин, Марина Яковлева.
Вообще, слово “доверие” – некий ключ к этому фильму. Авторы его молоды и знают не по рассказам жизнь современной элиты.
Работа оператора В. Лазарева – часть сюжета. Все зафиксированное пульсирует, лихорадочно дышит, формы размыты, зыбки, неустойчивы, как и бывает в реальности там, наверху.
Что скажет зритель? Малоимущие, возможно, возмутятся: “с жиру дамочки бесятся, реклама, пресса, телеэкран и кино – и все о них, о богатых. Надоело”.
Богатые, возможно, возомнят о себе: “вот мы какие, сложные и тонкие”. И почувствуют себя – как когда-то интердевочки – героями и жертвами нового русского века. Авторы определили фильм как экзистенциальную мелодраму: героиня осознала свою экзистенцию в пограничной ситуации, т.е. перед лицом смерти. Авторы ждут слез над судьбой героини. Не слезы, но вздох и сочувствие были бы, сделай они из рассказанного жесткую комедию. Ведь зеркало часто нас лечит. Тогда, поднимаясь вверх, не надо будет так смертельно падать вниз. А просто спуститься с высоты плача, но и смеясь над собой. Полезный фильм сняли Александр Стриженов и Сергей Гинзбург.
Элла МАТОНИНА
© “Литературная газета”, 29.05.2002