Женщина в интерьере счастья
12 мая в Центральном Доме кинематографистов (ул. Васильевская, 13) состоялся показ фильма “Упасть вверх”, снятого по сценарию Наталии Вико режиссерским дуэтом Сергея Гинзбурга и Александра Стриженова.
Жила-была красивая, умная, но – к несчастью – слишком богатая девочка. Точнее, слишком богатым был ее муж – Чиновник По Финансам. Словом, было у этой девочки и ее мужа всё – и даже чуточку больше, чем всё. Был даже камин – красивый, весь в лепнине, колоннах и фотографиях. Но топить его было нельзя, так как был камин искусственным. Сидеть около него было можно, а вот греться – нет. И тогда красивая, умная, богатая и несчастная девочка решила камин переделать в настоящий. И пригласила каменщика.
“-Вы кто?
-Николай.
-Я не в этом смысле: вы сова или жаворонок?
-Каменщик я”.
О пустоте блеске, наслаждении и тоске – словом, о всем том, что принято называть скромным обаянием буржуазии, снято немало: от мыльных сериалов до гениальных бюнюэлевских сатир. “Упасть вверх” – не “мыло” и не сатира, хотя и сентиментальности, и известной доли иронии в фильме Сергея Гинзбурга-Александра Стриженова достаточно. Не претендуя на могучую социальную значимость, авторы выстраивают поучительную, но не дидактичную, умную, но без вычурного психологизма историю жизни в интерьерах глянцевого мира. Последнее утверждение не фигура речи: Главная Героиня покупает драгоценности в бутике Tiffany, одежду – в Bosco di Ciliegi, устраивает легкий дебош в “Гранд Опера” – съемки эпизодов проходили не в павильонных, а в настоящих, действующих бутиках и ресторанах. Глянцевую картинку дополняют костюмы от Виктории Андреяновой – дизайнера одежды и бессменной героини светских хроник.
По жанру “Упасть вверх” близок к дневнику: отсюда и исповедальные, предельно честные интонации многочисленных внутренних монологов Главной Героини – очаровательно-стервозной и беззащитно-сексуальной в исполнении Евгении Крюковой. Дневниковая традиция диктует и отсутствие морали, резюме по поводу высказанного. Вторая традиция, определяющая повествовательную ткань фильма, – исследование, предпринятое режиссерским дуэтом Гинзбург-Стриженов, опирающееся на тему, предложенную автором сценария – писательницей Наталией Вико. Картина получилась более симптоматичной и социально глубокой, чем, может быть, рассчитывали ее создатели. “Упасть вверх” – первый российский фильм о российской же буржуазии, первая честная попытка разобраться в феноменологии нового класса.
Каждый из зрителей возьмет в фильме то, что сможет, и сделает те выводы, на которые способен. Для одних “Упасть вверх” – романтическая история любви в духе “9 1/2 недель”; для других – живая иллюстрация тем светской хроники; для третьих – бытописание, повод для рефлексии или возможная картинка будущего. История, рассказанная командой “Упасть вверх”, обманчиво незамысловата – как пословица, опыт, которой презрительно отталкиваешь в начале жизни и мудрость которой оцениваешь со временем.
“-А это твоя карта – Шут.
-Что это значит?
-Шут – последняя карта старшего аркана Таро. Ее символ – человек, стоящий на краю пропасти. Но мир Шута перевернут – и его падение может означать подъем.”
Кинокомпания “Синемаджик” представляет
“Упасть вверх”
Автор сценария – Наталия Вико
Режиссеры-постановщики – Сергей Гинзбург, Александр Стриженов
Героиня – Евгения Крюкова
Муж – Александр Феклистов
Каменщик – Евгений Сидихин
Светка – Марина Яковлева.
Костюмы: Виктория Андреянова.
Ирина ЯКОВЛЕВА. ЖЕНЩИНА B ИНТЕРЬЕРЕ СЧАСТЬЯ. // Ежедневные новости-Подмосковье (Москва).- 18.05.2002.- 089.- C.3